Уроки английского языка / Библиотека / Выступление на МО иностранных языков "Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности с целью формирования конкурентоспособной и успешной личности"

Выступление на МО иностранных языков "Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности с целью формирования конкурентоспособной и успешной личности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»

Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности с целью формирования конкурентоспособной и успешной личности

Учитель английского языка Готова Р.Б.-Г., высшей категории

2018-2019

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Главная задача учителя при работе с одарёнными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей. Но не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее происходят и изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Поэтому необходимо привлекать школьников к участию в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Другими словами, школа должна воспитать выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых.

Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, внеклассной деятельности так и из дополнительного образования.

1) урочная деятельность - уроки с использованием современных образовательных технологий (разноуровневое обучение, проектная и исследовательская деятельность, ИКТ и др.) круглый стол, дискуссия, дебаты, пресс-конференция, брейн-ринг, ролевая игра, интегрированные уроки.

2) внеклассная работа – олимпиады по английскому языку, неделя английского языка, индивидуальные консультации, творческие домашние задания; научно-исследовательская работа.

3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады и конкурсы, самостоятельная работа учащихся.

Наш учебный предмет – английский язык обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности и для выявления одаренных детей, так как здесь, как нигде ещё, по моему глубокому убеждению, реализуются межпредметные связи.

В нашу задачу входит создание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», т. е. овладевать приемами учебной деятельности.

Для этого дети должны пользоваться книгой, конспектировать, выделять главное, планировать деятельность.

На уроках стараемся использовать такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Использование музыки и пения, элементов игры и театрализации на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

Для работы с одаренными детьми можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний,

Основной целью обучения иностранному языку является формирование у них способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой ими коммуникативной деятельности.  При обучении иностранному языку мы формируем их языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. Мы реализуют на своих уроках деятельностный подход, который предусматривает практическое применение знаний и умений и самостоятельную творческую деятельность, что позволяет значительно повысить мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Для активизации процесса обучения и развития познавательной, учебно-речевой, речемыслительной, самостоятельной деятельности учащихся средствами иностранного языка мы используем современные педагогические технологии и методы, (проектные, игровые, коммуникативные)

Использование активных методов обучения - это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, возможность развивать свои творческие и личностные качества, возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике.

Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В нашей школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого наши ученики принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, дистанционных предметных олимпиадах и занимают призовые места.

Например, в прошлом учебном году наши дети участвовали во Всероссийском мониторинге по английскому языку для учащихся 4-ых и 9-ых классов Checkpoints на сайте “ Знаника». Многие показали высокие результаты. Далее мы активно участвуем в Международных конкурсах по английскому языку « Snow magic» от проектов « Уроки английского» (urokianglyyskogo.ru), «Videouroki.net», «Sky.english.ru», «Продлёнка», «Компэду», «Лисёнок», «English time» « Школьное многоборье»

Хочется отметить, что участие в конкурсах приняли многие желающие, независимо от уровня развития.

Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую школьникам возможность раскрытия собственного потенциала - в этом и заключается, как я считаю, работа с одарёнными детьми.

Внеурочная деятельность по иностранному языку – это различные виды самостоятельной образовательной деятельности : массовые, групповые и индивидуальные.

Массовая внеурочная работа проводится в форме викторин, КВН, праздников, познавательных игр. Так, например, наши ученики имели возможность поучаствовать в мероприятии « В литературной гостиной» где, исполняя песни, читая стихи, инсценируя отрывки из произведений английских писателей, они развивали речевую культуру, внимание, память, смысловую догадку и мышление. Подобные мероприятия, безусловно, формируют положительную мотивацию учения, готовность воспринимать культуру другого народа, развивают творческие способности, умения работать в коллективе.

Педагог должен помочь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. 

Учитель играет большую роль в работе с одарёнными детьми. Успех ребенка во многом зависит от учителя, поэтому очень важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. С этой целью систематично участвую в различных профессиональных конкурсах, публикую методические разработки на образовательных сайтах. Постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, которые помогают мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов данных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.

Таким образом, чтобы работать с одаренными детьми нужно в первую очередь измениться самим.

У каждого учителя в нашей гимназии есть свой график работы с одарёнными детьми. Мы проводим групповые внеурочные занятия для тех детей, которые желают укрепить свои знания лексики или грамматики, больше узнать о странах изучаемых языков.

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательских работ и индивидуальных консультаций. Участие в исследовательской деятельности развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях, формирует не только коммуникативные, но и надпредметные навыки и умения.

Так, учителя нашей гимназии БаловаТ.Б и Кипкеева Р.А любят заниматься исследовательскими работами и их ученики занимают призовые места.

Талантливые дети – национальное достояние России и её будущее. И с этим невозможно поспорить, ведь именно они- любознательные, разносторонние, целеустремлённые- составляют главный потенциал страны, дают надежду на её достойный завтрашний день

Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.

Исходя из сказанного можно вывести простую формулу одарённости:

Одарённость = Способности + Мотивация + Дальнейшее развитие

Закончить я хочу словами:

Обращение к учителю

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля!

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Никогда не падайте духом!

У вас всё получится!

То же можно сказать и нам « Всё в наших руках»

Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках,

и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.

Автор
Дата добавления 21.12.2018
Подраздел
Просмотров77
Номер материала 897
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.