«Технология
оценивания заданий раздела «ЧТЕНИЕ» при проведении ОГЭ, ЕГЭ по английскому
языку»
Раздел 2 «Чтение» включает в себя 3
задания
Задания
данного раздела проверяют понимание основного содержания текста, понимание
структурно-смысловых связей в тексте, полное и точное понимание информации
в тексте. Рекомендуемое время выполнения данного раздела — 30 минут.
Максимальный результат — 20 баллов.
1.
Задание под номером 10, за
которое дается максимальное количество баллов — 7, сформулировано
следующим образом:
Установите соответствие между текстами A–G и заголовками 1–8. Занесите
свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один
заголовок лишний.
Даются
8 заголовков и 7 текстов. Под установлением соответствий подразумевается подбор
подходящих заголовков к каждому тексту. Это задание проверяет умение понимать
основную идею (содержание) каждого текста, отделять главное от второстепенного,
игнорировать избыточную информацию и незнакомые слова, не мешающие пониманию
основного содержания.
Для успешного выполнения задания предлагаем вам следующим алгоритм
действия:
1.Прочитайте заголовки (темы или краткие утверждения) и определите: что в
них общего и чем они отличаются друг от друга: проблемой, отношением к проблеме
и т.д.
2. В процессе ознакомления с заголовками целесообразно подчеркнуть в них
ключевые слова или сделать другие пометки.
3.Глядя на заголовки, попытайтесь предугадать основное содержание текста,
подобрать слова/словосочетания, которые необходимы для раскрытия данной
темы/ проблемы/ ситуации.
4. Просмотрите каждый текст, игнорируя незнакомые слова и выражения, с
тем, чтобы понять его основную идею.
5.По мере прочтения каждого текста отмечайте все возможные варианты
ответа рядом с текстом, помечая заголовок в списке как использованный. (Не
забывайте, что на бланках КИМ разрешается делать любые пометки.)
6.При возникших затруднениях с определением соответствия текста заголовку
(теме, краткому утверждению), прочтите текст еще раз и попытайтесь
сформулировать его основную идею самостоятельно, затем выберите наиболее
близкий вариант по содержанию из оставшихся и отметьте его.
7. Если текст кажется совсем непонятным, отложите его. Подобрав заголовки
к другим текстам и действуя методом исключения, у вас останется два заголовка и
один текст — шансов даже просто угадать уже гораздо больше.
8.Вернитесь к тем текстам, где изначально были выбраны несколько
возможных соответствий.
9.Продумайте и обоснуйте самому себе выбор того или иного соответствия с
опорой на текст
10.Проверьте правильность других выбранных соответствий.
11. Убедитесь, что вы не использовали одну и ту же букву дважды.
12. Удостоверьтесь, что оставшийся заголовок не подходит ни к одному
тексту. Запишите окончательный вариант ответа в таблицу после задания.
Давайте проверим, насколько наша тактика работает на
примере. Даны следующие заголовки для соотнесения с текстами:
1. A shop
that inspired writers 2. Country’s
brave defenders
3. A
truly international place 4.
Governesses of rich children
5. Birth
of a popular sport 6. Textile
business links
7. A
nice-sounding building 8. The
initial steps of commerce
Читаем
тексты и определяем основную мысль каждого из них. Выделяем ключевые слова и
выражения в заголовках. Соотносим заголовки с текстами, находя синонимичные
слова и фразы в тексте и заголовках:
A.
Moscow has always been a multicultural city. If we look back at
its history, we will see that there were several foreign communities living in
Moscow on a permanent basis. We all know about German people inhabiting the
banks of the Yauza river, where little Peter, the future tsar of all Russia,
ran around, made friends and got his first ideas of learning about ships and
fleets. But what do we know about the British community of Moscow? Did it even
exist?
(Ответ 3: — multicultural city
— 3. A truly international place)
B.
The first ties between Russia and Britain were formed in the
middle of the 16th century in the time of Ivan the Terrible. It was then that
some wealthy British merchants founded the Muscovy Company which held a
monopoly on trade between Britain and Russia until 1698. The building of its
Moscow headquarters was granted to the company by the tsar in 1556 and can be
still visited at 4, Varvarka Street, known to us now as The Old English Court.
(Ответ 8: — first ties
— 8. The initial steps of commerce. Возможен также вариант 4 — 4.Textile business links. Оставляем оба до конца работы с текстом.
С. Beginning
from the time of Peter the Great, several talented British military men moved
to Russia. Many of them served as army generals and navy admirals, defending
Russian borders in different wars and battles. Among the most famous ones were
Field Marshall James Bruce, Field Marshall Barclay de Tolly and Admiral Thomas
Mackenzie, all of them of Scottish origin. (Ответ 2 — defending Russian
borders in different wars and battles — 2.Country’s brave defenders)
D. In the 18th century,
British industrialists made themselves known in Russia. One of the most
outstanding figures was Robert McGill, who lived in Moscow and served as an
intermediary between Lancashire mill engineers and the Russian cotton industry,
and built over 150 mills (cotton factories) in Russia. Robert McGill had a
house in Spiridonovka Street and together with his wife Jane was a prominent
member of the British community in Moscow. (Ответ 6 — intermediary
between Lancashire mill engineers and the Russian cotton industry — Textile
business links, т.е. вариант уходит из текста В, поскольку в том тексте нет информации о текстиле, а в этом говорится о хлопке)
E. If you talk to Moscow
concert musicians who were active between the 1960s and the 1990s, they will
tell you of the fantastic acoustics of the “Melodiya” recording studio at 8,
Voznesensky Lane, which they lovingly called ‘kirche’, mistakenly thinking it
was a German church. This building, designed in the English neo-gothic
architectural style, was in fact built in 1885 by Robert McGill and is St.
Andrew’s Anglican Church, which was used as a recording studio in Soviet times.
(Ответ
7 — fantastic acoustics — 7. A nice-sounding building)
F. Another spectacular
example of British architecture in Moscow is the old building of TsUM next to
the Bolshoy and Maly theatres. Built in the early 1900s, it was back then the
biggest department store in Moscow. It was owned by Scottish merchants Andrew
Muir and Archie Mirrielees. Mayakovsky mentions Muir&Mirrielees in several
of his poems, while Chekhov named his dogs after its two owners. (Ответ 1 — department store
— 1. A shop that inspired writers)
G. In 1887, two other cotton
industrialists from Lancashire, Clement and Harry Charnock, moved to work at a
cotton factory in Orekhovo-Zuevo, near Moscow. They were both great football
fans and decided to introduce this game to the workers of the factory. This
resulted in the first professional football team in Russia which after the
Revolution became the core of Moscow Dynamo team. (Ответ 5 — the first
professional football team — 5. Birth of a popular sport)
Лишний заголовок — 7. Governesses of rich children. Действительно, нет ни одного текста с информацией о гувернантках
и богатых детях.
Заносим варианты в таблицу:
Текст A B C D E F G
Заголовок 3 8 2 6 7 1
5
2. Задание под номером 11 повышенного уровня, за которое
дается максимальное количество баллов — 6, сформулировано следующим образом:
Прочитайте текст
и заполните пропуски A–F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7.
Занесите цифры, обозначающие соответствующие части предложений, в таблицу.
Предлагается текст (газетная или журнальная статья) с шестью
пропусками, обозначенными буквами (A-F), и семь фрагментов предложений для
заполнения пропусков, обозначенных цифрами (1-7). Один фрагмент предложения
— лишний. Надо установить соответствие между частью текста и пропущенным
фрагментом предложения. Это задание проверяет понимание структурно-смысловых
связей текста.
Для правильного выполнения задания следует:
1.
Просмотреть весь текст (без выделенных фрагментов), определить его
тему и основное содержание, не обращая внимания на незнакомые слова и
выражения.
Surviving in a Desert
A desert is defined as a place that gets less than 250 mm of
rain each year. It differs sharply from the climate of a rain forest, A
_________________. Arid desert lands cover about one third of the earth’s
surface. Most deserts are covered with sand, B
__________________. There are also usually a lot of rocky areas. This
combination of sand and rock means that the soil is not very fertile. C
___________________, some living things are able to do well in this setting.
Many plants have changed and developed in ways D
________________. These changes have become apparent in a number of ways.
Some plants are able to grow very quickly E ______________. They turn
green and produce flowers within just a few days. Other desert plants simply
stop growing in very dry weather. They appear to be dead, but when the rain
returns, they come back to life and begin growing again. Desert animals have
also developed many characteristics that help them to survive in arid
environment. Camels can go for a very long time without drinking. Other
animals, such as snakes and rats, find cool places to sleep during the day and
come out only at night. The extremely long ears of desert rabbits help
them F ________________. Changes like these have allowed some animals
and plants to grow and develop successfully in a very challenging ecological
system: the desert. There are countless books in the world, and whoever you are,
whatever you’re feeling, there is definitely a book out there, just waiting for
you to discover it.
2. Обратить внимание на пропуски в тексте и попытаться
предугадать пропущенную информацию. Например, в приведенном выше тексте,
пропусках А и В вероятно изъяты придаточные определительные предложения,
начинающиеся со слова which.
3. Прочитать выделенные фрагменты и определить структурные
особенности начала фрагмента (с точки зрения использования грамматических и
лексических норм сочетаемости), если таковые имеются.
1) which is often in the form of hills called sand dunes
2) whenever it rains
3) to find water as far as 25 metres away
4) which can receive up to 10,000 mm of rain annually
5) to better distribute their body heat and stay cool
6) even though the desert environment is very dry and hot
7) that help them to live in the desert
Например, информация пункта 6 обычно занимает место в начале
предложения и выделяется запятой, в тексте этому требованию соответствует
пропуск С. Фрагменты пунктов 1 и 4 грамматически подходят к буквам А и В.
4. Читать текст последовательно, обращая особое внимание не
только на пунктуацию, но и на последнее слово или выражение перед каждым
пропуском. Если это слово или выражение требует определенного согласования или
управления (использование герундия, инфинитива, предлога, союза и т.д.), надо
искать соответствующее начало в выделенном фрагменте. Например, глагол help,
предшествующий пропуску F, используется с инфинитивом, с которого начинаются
фрагменты 3 и 5.
5. Если одна и та же грамматическая структура используется в
начале нескольких выделенных фрагментов, необходимо учитывать смысловое
содержание предложения с пропуском, а также предыдущих и последующих
предложений. В случае с пропуском F речь идет о пустынных зайцах,
следовательно, пункт 5 больше подходит, так как в нем присутствует информация о
теле, что больше подходит к животным.
6. По ходу чтения отмечать все возможные варианты
соответствий, указывая нужные буквы рядом с цифрой пропуска или нужные цифры
рядом с буквами, обозначающими выделенные фрагменты,
7. Делать нужные исправления по ходу чтения, исключая уже
использованные варианты.
8. Если остаются пропуски с двумя вариантами соответствий,
следует обратить внимание на грамматические и лексические нормы сочетаемости и
содержание текста.
9. Проверить правильность других выбранных соответствий.
10. Прочитать полученный текст с точки зрения смысла, логики
и грамматики.
11. Записать окончательный вариант ответа в таблицу после
задания.
12. Определить, насколько лишний фрагмент не подходит ко всем
пропускам.
Прочитываем восполненный текст, проверяем смысловые, логические и
грамматические связи и заносим ответы в таблицу.
Ответ: A-4 B-1 C-6 D-7 E-2 F-5
3.Задание под номерами 12-18, за которое дается максимальное
количество баллов — 7 (по 1 баллу за каждый правильный ответ),
сформулировано следующим образом:
Прочитайте текст и выполните задания 12–18. В каждом задании
запишите в поле ответа цифру 1, 2, 3 или 4, соответствующую выбранному Вами
варианту ответа.
Doctor Who
Doctor Who is a British science-fiction TV series that follows
the adventures of a time-traveling alien, called the Doctor, and his human
companion, as they travel through time and space in a spaceship, called the
TARDIS (Time and Relative Dimension in Space), and courageously save the world
time and time again. Doctor Who first aired on BBC on 23 November, 1963 and was
one of the first science-fiction stories to appear on screen: 3 years before
Star Trek and 14 years before the Star Wars franchise. In 1989, due to falling
popularity, the show was suspended. But 16 years later, in 2005, it was brought
back to the screen with a whole new cast of actors and has been ongoing ever
since. It is considered to be the longest running sci-fi show in the world,
having celebrated its 50th anniversary in 2013. But how has Doctor Who managed
to survive for this long? What sets it apart from other amazing shows that are
now over? What makes Doctor Who really unique, is that it does not have to rely
on any particular actor to continue. When the Doctor is close to death, he is
able to start a biological process within himself, called regeneration, that
changes every single cell in his body, while still leaving his mind intact.
Essentially, he becomes a different person: new looks, new personality, new
everything. But one thing that never changes is his genius, and his sense of
humor. This means, that every four years or so, when the actors playing the Doctor
decide to move on to different projects and leave the show, the producers can
find a new actor to take on the iconic role. So far twelve actors have played
the Doctor. Another reason the show has been running for so long is that there
is no main storyline, it is very much episodic, each episode telling a story of
a separate adventure. So as long as the writers of the show keep coming up with
new planets for the Doctor and his companion to visit, and new alien villains
for them to defeat, the show can continue forever. Doctor Who has an
unbelievably huge fan base all over the world, so big in fact, that the 50th
anniversary episode aired in 94 countries simultaneously, earning it a Guinness
World Record. There is also a large amount of music, inspired by Doctor Who,
and since the series's renewal, a music genre called Trock (Time Lord Rock) has
appeared. The most famous Trock band is Chameleon Circuit. They produce music
exclusively about Doctor Who, and so far have released two albums. Soon after
Doctor Who’s appearance in 1963, novels surrounding the series started to
appear. The first ever novelization came out on 12 November, 1964, almost
exactly a year after the first episode came out. Since then over 150
novelizations and 200 spin-off books have been published, including some
written by Neil Gaiman. Doctor Who has been an important part of popular
culture for over half a century now. The show is limitless, filled with
possibility: you can go to Victorian London, or to Pompeii, or to the 51st
century. It can be any genre: comedy, horror, fantasy, drama, sometimes all of
them at the same time. It’s clever, and funny, and sad, and makes you think.
The plots are well written, and sometimes you feel like you’re twisting your
brain into a knot, trying to figure out the paradoxes. But most importantly
it’s kind-hearted and beautiful. No doubt Doctor Who will remain a fan-favorite
for many years to come.
Ответы 12-3 13-4
14-2 15-2 16-3 17-1 18-1
Список литературы:
1.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-po-angliyskomy-yazyku-chtenie-zadaniya/
Приложение 1
Проверяемые
умения
|
Содержание
задания
|
Дополнительные
умения
|
Понимание основного содержания
прочитанного
|
Соотнесение текстов и заголовков
|
Умение отбросить лишнее,
неподходящее
|
Понимание в прочитанном тексте
запрошенной информации
|
Проверка утверждений
|
Умение найти ответ в разных
частях текста
|
Полное понимание прочитанного
текста
|
Полное понимание всех основных и
второстепенных фактов
|
Умение прокомментировать,
пояснить информацию, сделать из прочитанного текста вывод
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.