Методические
основы работы учителя над формированием грамматических навыков на уроках
английского языка в основной школе
Работу учителя английского языка над
формированием грамматических навыков у учащихся основной школы следует
проводить с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Существует
множество различных подходов и способов по формированию грамматических навыков
на английском языке.
К основным этапам работы над новым
грамматическим явлением относятся:
1. Предъявление
нового грамматического материала;
2. Объяснение;
3. Проверка
понимания;
4. Фонетическая
отработка;
5. Выполнение
упражнений.
При введении используется либо доска с
записью несложного контекста, либо демонстрация грамматического явления в
тексте, а также таблицы, схемы, рисунки. Чаще эти средства применяются не
изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.
В качестве основных способов объяснения
грамматики в школе используется индукция и дедукция.
В методике иностранным языкам сущность
индукции заключается в том, что грамматические явления наблюдаются в
графическом тексте (звучащей речи), изучаются в специально подобранных примерах
и обобщаются в правилах.
Под дедукцией понимается движение
познания от общего к частному, значит от обобщающего правила или
правила-инструкции, касающегося формы, значения и функции соответствующего
явления, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнении. Индукция и
дедукция могут дополнять друг друга.
Выбор того или иного способа объяснения
зависит от ряда факторов:
1. Характер
самого грамматического явления. Некоторые из грамматических конструкций сложные
для обобщения и объясняются как лексические единицы. Такое изучение грамматики
называется «лексический подход» и сводится к тому, что грамматическое средство
вводится вне системы, как отдельное слово или наоборот. Индукция уместна также
в тех случаях, когда форма грамматического явления проста.
2. Наличие
или отсутствие аналогичного грамматического явления в родном языке. Индукция
предпочтительна там, где имеется сходство, дедукция – в тех случаях, когда
аналогия отсутствует.
3. Языковая
подготовка учащихся и их речевой опыт. Опираясь на ранее усвоенное, учащиеся легко
ориентируются в контексте, сами находят опознавательные признаки нового
грамматического явления, определяют его функциональные особенности.
4. Назначение
грамматического материала. Продуктивная грамматика изучается преимущественно
индуктивно, в устном ситуативно-обусловленном общении.
Обучение грамматике учащихся строится
преимущественно на индуктивной основе с опорой на имитацию (младший школьный
возраст).
На продуктивных этапах учащиеся должны
проявлять максимум самостоятельности в работе над грамматикой, опираясь на
правила, самостоятельно знакомиться с формой и значением, составлять
грамматические таблицы и схемы.
Учитель должен учитывать все принципы,
методы обучения грамматике, учитывать ясную и четкую структуру урока, которая
должна соответствовать алгоритму введения нового грамматического явления, а
также реализовывать систему упражнений для формирования прочных грамматических
навыков на английском языке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.