Уроки английского языка / Библиотека / Статья: "Личность современного преподавателя как фактор установления педагогически целесообразных отношений

Статья: "Личность современного преподавателя как фактор установления педагогически целесообразных отношений

ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КАК ФАКТОР УСТАНОВЛЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Гаврищук И.А.

преподаватель английского языка

Промышленно-экономический колледж

ГОУ ВО МО «Государственный

гуманитарно-технологический университет»

Россия, Московская область, г. Орехово-Зуево

kuma13.11@mail.ru

The occupation is the main organizational form of training. However, along with the general features of the lesson, each teacher has his own methodical handwriting. Interested, creative teacher is able to captivate students who will be active participants in the learning process. It is possible to define 3 main components of the teacher's personality: professional qualities, personal qualities and social significance. These teachers’ components are discussed in this article.

Занятие - основная организационная форма обучения. Однако наряду с общими чертами урока у каждого преподавателя существует свой собственный методический почерк. Заинтересованный, творческий преподаватель способен увлечь учащихся, которые будут активными соучастниками процесса обучения. Можно определить 3 главных составляющих личности преподавателя: профессиональные качества, личностные качества и социальная значимость. Эти качества преподавателя рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: преподаватель; личность; педагогический; характер; мастерство; качество, занятие; партнерство.

Key words: teacher; personality; educational; character; skill; quality; occupation; partnership.

Занятие - основная организационная форма обучения. Оно является составляющей аудиторно-урочной системы обучения в системе СПО. Занятие проводится преподавателем с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию и отличается единством дидактических целей и задач. Урок как единица учебного процесса, организуемого преподавателем, характеризуется многими чертами, не зависящими ни от особенностей преподавателя, ни от состава обучающихся группы или обеспеченности учебного заведения оборудованием и т.д. Однако наряду с общими чертами урока у каждого преподавателя существует свой собственный методический почерк, его творческое педагогическое мастерство в учебном процессе безгранично, что, естественно, должно поощряться. Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» - можно услышать ответ: «Хороший преподаватель», «Интересно ведет уроки» или что-то в этом роде. Заинтересованный, творческий преподаватель способен мотивировать и увлечь обучающихся, которые будут активными соучастниками процесса обучения. Чаще всего учащиеся свое отношение к личности преподавателя переносят на преподаваемый им учебный предмет. Следовательно, от профессионального мастерства преподавателя, от его личности зависит успех не только одного урока, но и всего процесса обучения в целом. Из вышесказанного вполне ясно, что личность преподавателя - первый и очень важный компонент урока как педагогической системы. Какими же чертами должен обладать преподаватель, как ключевая фигура учебного процесса, стремящийся воспитать талантливого ученика и реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель, подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!» Можно определить три главных составляющих личности преподавателя: профессиональные качества, личностные качества и социальная значимость. Главное в характеристике личности преподавателя, бесспорно, - знание учебного предмета, эрудиция, интеллект и профессиональное мастерство.

Наиболее важными, на мой взгляд, профессиональными качествами современного педагога являются:

  • культура педагогического мышления, куда можно отнести умение планировать, систематизировать, классифицировать и грамотно анализировать свою работу. Несомненно, преподаватель должен любить свой предмет и показать это студентам. Уметь сочетать теорию и практику в процессе преподавания своего предмета;

  • второе качество гуманистическая направленность педагогической деятельности. Педагог должен уметь строить стабильные, гуманные, толерантные взаимоотношения с учащимися;

  • принципы педагогической деятельности - это целостные отношения, взаимодополнение и сотрудничество, эволюционная этика, постоянная психологическая поддержка ученика;

  • владение методами продуктивного обучения: куда входит решение дидактических задач обучения, воспитания и развития студентов, умение грамотно и оперативно принимать и использовать новшества, инновации, эксперимент, нетрадиционные формы обучения и новые технологии в практике своей работы;

  • обязательна высокая потребность в самореализации и самосовершенствовании. Постоянно повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень и при этом уметь преодолевать трудности, верить в свои идеалы и убеждения, критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию. Непременно в совершенстве владеть речью, главным орудием своего труда, чему, к сожалению, нигде не учат, преподавателю приходится самостоятельно познавать это искусство;

  • способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика и учитывать индивидуальный стиль обучения, что означает учитывать психолого-педагогические, возрастные и профессиональные особенности студентов, обеспечивать индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Обладать волевыми качествами, находчивостью в любых ситуациях в ходе урока и во внеурочной работе со студентами. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студентов на уроке и во внеурочное время. Личностные качества преподавателя - это его индивидуальность, от которой в значительной мере зависят качества профессиональные. Среди личностных качеств можно владеть следующие:

  • высокий потенциал преподавателя;

  • критическое мышление;

  • способность к рефлексии;

  • толерантное сознание;

  • активная гражданская позиция;

  • созидательная направленность личности и позитивные жизненные установки.

Совершенно обязательна созидательная направленность личности преподавателя - как необходимое условие успешности его практической деятельности. Преподаватель может быть профессионалом, но если он не убежден в том, что, несмотря на все трудности и кризисы, мир меняется к лучшему, что от каждого человека зависит, каким будет этот мир, что каждый должен внести в этот процесс частичку своего труда, тогда деятельность такого преподавателя не достигнет высокого смысла. Его педагогические усилия не достигнут цели, если он на уроках говорит ученикам о высоком смысле жизни, о её духовных ценностях, но в разговоре с коллегами постоянно жалуется на жизнь, на отсутствие материальных благ, на приступы отчаяния.

Обязательно нужно хотя бы постепенно приобретать позитивные установки.

Что касается третьей составляющей образа преподавателя - его социальной значимости, то можно сказать, что она определяется самими преподавателями и является выражением нашей собственной позиции: преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник.

Работая над статьёй, я нашла утверждение психологов, которое говорит, что преподаватели, как и все люди, в зависимости от своего энергопотенциала, способны работать на уровне эмоций, на уровне чувств и на уровне интуиции.

Вот каковы характеристики:

Преподаватель на уровне эмоций (раб) наиболее далек от идеала, он мало дает ученику, но и не мешает ему, т.к. попросту устраняет поле взаимодействия. Такой преподаватель всегда побеждает ученика-творца, низводит его до своего уровня. Он это делает не по злобе и не намеренно. Просто он считает себя эталоном, и стремится «воспитать» ученика в соответствии с этим эталоном. Он думает: «Мне попался невоспитанный, неграмотный мальчишка, я его научу хорошим манерам, дам свои знания, будет не мальчик, а идеал». На самом деле процесс иной. Ребенок-творец - обладатель счастливой гармонии, а к нему подступает доброжелатель, который считает идеалом свой ШАБЛОН.

Преподаватель на уровне чувств (потребитель) занимает более активную позицию по отношению к ученику и старается привести его в соответствие со своими представлениями об идеале, со своим шаблоном. Он начинает нагружать лишь одну составляющую механизма души ученика - его намять. Это преподаватели «сеятели», «наполнители». Вместо истинной памяти, которая формируется как результат собственной деятельности, он пестует суррогат - память, которая складывается из знаний, добытых другими людьми. Но он мешает индивидуальности ученика, сводит к минимуму КПД механизма его души.

И, наконец, третий случай. Преподаватель, работающий на уровне интуиции. Творец-преподаватель, творец-ученик. Этот преподаватель с радостью впускает ученика на свою территорию. Он не лжет, не наполняет, не формирует. Он освещает путь к прекрасному и идет этим путем параллельно вместе со своими учениками. В чем различие между учеником и преподавателем? Только в опыте. В опыте решения задач. Преподаватель-творец смысл сотрудничества, а не просто учебы, видит в одном - научить ученика узнавать и решать задачи. Это своеобразный тандем. В начале в нем лидирует преподаватель. Затем, когда их умение выравнивается, они лидируют попеременно. Наконец, ученик окончательно выходит вперед, и нет для этого преподавателя большего счастья, чем снова и снова встречать на своем пути свидетельства талантливой работы его ученика. Я, после знакомства с этим исследованием, отнесла себя ко 2-ой категории. А вы? А как же стать преподавателем - творцом? Формирование профессиональной педагогической культуры - это долгий процесс, который проходит ряд этапов. Первый из них часто начинается в школьные годы, а последний завершается, как правило, после длительного педагогического труда. Преподаватель в своем становлении проходит много этапов, протекающих под воздействием различных индивидуально-психологических факторов. К таким факторам, в первую очередь, относится коллектив, в котором работает преподаватель, система курсов повышения квалификации, профессиональные конкурсы, ну и, конечно, потребности и установки самого преподавателя.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность преподавателя задаёт необходимость овладения расширенными приёмами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов. Это позволяет запланировать и организовать комплексное, разнообразное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Задача улучшения кадрового обеспечения требует изменения отношения преподавательского состава к качеству педагогической работы. Создание и внедрение новых обучающих технологий предполагает изменение роли преподавателя в учебном процессе: из носителя знаний он должен превратиться в консультанта, организатора деятельности студента, стать активным субъектом учебного процесса.

Список использованных источников

  1. Акимов, И., Клименко, В. О мальчике, который умел летать, или путь к свободе [Электронный ресурс] / И. Акимов, В. Клименко. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=104981.

  2. Бакушкина, Е.А. Требования к знаниям и личностным качествам преподавателя СССУЗа [Текст]/ Е.А. Бакушкина// СПО.- 2004.- №7.- С.16-21.

  3. Горелова, Л.К. Формирование техники речи начинающего преподавателях [Текст]/ Л.К. Горелова// СПО.-2004.- №8. – С.13-15.

  4. Леонова, И.В. Личность преподавателя - ключевая фигура в процессе выявления одаренности детей/ [Текст]/ И.В. Леонова// СПО.- 2007.- №7. - С.30-33.

  5. Леонова, Э.К. Образ учителя [Текст]/ Э.К. Горелова// СПО.-2008.- №9.-С.25-28.

  6. Назаров, В.Д., Педагогический профессионализм преподавателей СПО как фактор модернизации образования [Текст]/В.Д. Назаров// СПО.- 2009.- №5. - С.10-13

  7. Пархоменко, А.Ю. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников [Электронный ресурс]/ А.Ю. Пархоменко.- Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2013/09/19/avtoritet-pedagoga-i-uvazhenie-k-nemu-kak-uslovie.

  1. Поварницина, Л.А. Психология личности вузовского преподавателя/ [Текст]/Л.А. Поварицина. – Тверь: Научная книга, 2005. - 99 с.

  2. Юмазнова, Л.К.. Личность учителя и его учебная деятельность на уроке [Текст]/Л.К. Юмазнова// СПО.- 2004.-№11. - С.19-23.

Автор
Дата добавления 09.02.2019
Подраздел
Просмотров21
Номер материала 922
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.