Уроки английского языка / Библиотека / Современная методика преподавания английского языка

Современная методика преподавания английского языка

Современная методика преподавания английского языка

Формирование в классе культуры, способствующей уверенному движению детей к совершенству, требует от учителя освоения навыков в пяти аспектах взаимоотношений с учениками. Эти пять аспектов, или принципов, часто путают друг с другом и валят в одну кучу. Одни педагоги не видят между ними никакой разницы, а другие используют их названия наобум и взаимозаменяемо. А между тем каждый учитель должен быть уверен, что максимально полно воплотил в своем классе все эти пять принципов.

Следовательно, стоит уделить некоторое время тому, чтобы провести между ними четкую грань.

Пять принципов школьной культуры:

- Дисциплина

- Управление

- Контроль

- Влияние

- Вовлеченность

Дисциплина

Большинство людей, произнося слово дисциплинировать, имеют в виду процедуру

управления системой дисциплинарных мер и наказаний. Я же предпочитаю использо-

вать это слово так же, как Рональд Морриш в своей замечательной книге With All Due

Respect («Со всем уважением») ― в качестве термина, описывающего процесс обуче-

ния правильному способу делать что-то либо, а также состоянию, в котором человек

может сделать что-то правильно. Этот смысл заложен и в глаголе самодисциплиниро-

вать, то есть уметь заставить себя делать дело правильно и до конца, — и в существи-

тельном дисциплина в значении «комплекс

идей или метод мышления» (как, напри-

мер, академическая дисциплина). Данный

факт акцентирует наше внимание на том,

что в основе определения дисциплины ле-

жит обучение — обучение учеников пра-

вильному и успешному способу делать то

или иное дело.

Они забывают об этом элементе учебного процесса, невзирая на то что он самым

тесным образом связан с их собственным определением сути их профессиональной

деятельности. Они стараются обучить детей тому или иному материалу, но далеко

не всегда — привычкам и процессам, помогающим стать успешными учениками и, со-

ответственно, членами общества. Они создают системы вознаграждений и наказаний,

помогающие выработать у учащихся ответственное отношение к учебе. Они призы-

вают детей прилагать для этого максимальные усилия исходя из того, что изначально

отлично известно, как этого достичь. К сожалению, учителя часто совсем не тратят

времени на то, чтобы целенаправленно, шаг за шагом, учить детей тому, какое поведе-

ние в классе позволяет гарантировать успех в учебе. Вместо этого они предполагают,

что ученики давно усвоили все это на предыдущих уроках, либо вообще сомневаются,

что ребенку стоит специально рассказывать, как себя вести, как сидеть в классе, как

делать записи, выполнять указания учителя и многое другое. Однако, как говорит мой

коллега Дуг Маккарри, «если дети не выполняют ваших распоряжений, скорее всего,

это объясняется тем, что вы их этому не научили».

Учить дисциплинируя — значит предварительно инвестировать силы и время

в обу чение своих подопечных тому, как быть эффективным учеником, а для этого,

понятно, требуется планирование. Как ваши ученики должны сидеть, выстраиваться

в шеренгу, входить в класс, делать записи? Вам придется вкладывать немало сил и вре-

мени в масштабные практические занятия, а в рамках планирования четко и безогово-

рочно определять, какие действия и поведение будут считаться достаточно хорошими

для соответствия стандартам. Однако результаты всех этих усилий и предварительных

инвестиций в данном направлении бывают поистине потрясающими, потому что, как

оказывается, очень многие дети пребывают в «пограничной зоне» школьной культуры:

они хотят и готовы делать то, чего от них ожидают, но их надо этому научить.

Управление

А вот управление действительно представляет собой процесс усиления и укрепления

нужной поведенческой модели посредством применения системы дисциплинарных

мер и вознаграждений. Иными словами, довольно часто мы, произнося слово дис-

циплинировать, на самом деле имеем в виду управление, то есть принятие тех или

иных дисциплинарных мер. Некоторые учителя считают, что этим все и ограничива-

ется, причем может показаться, что у них есть для этого весьма веские основания. Без четких и слаженных управленческих систем эффективно работающий класс действи-

тельно невозможен. Однако управление — элемент школьной культуры с наиболее за-

метными краткосрочными результатами, в силу чего многие не видят его особенно

существенной зависимости от других четырех элементов и серьезных ограничений

в случае их отсутствия. Благодаря правильному управлению процесс обучения в ори-

ентированных на успех классах действительно становится более целенаправленным

и эффективным, и это, конечно же, очень и очень важно. Однако без остальных че-

тырех составляющих позитивной школьной культуры хорошее управление попросту

невозможно. Без них управление, даже с применением наилучших систем, в конечном

счете страдает от постоянно снижающегося «добавочного дохода»: чем больше вы ис-

пользуете управление, тем менее оно эффективно.

Если школа или отдельные педагоги чрезмерно полагаются на управление, возни-

кает фатальная спираль: ученики теряют чувствительность к дисциплинарным мерам

и, стремясь получить вознаграждение, становятся беспринципными и неразборчивы-

ми в средствах. Со временем для достижения аналогичного или даже меньшего эффек-

та требуется все больше и того и другого. Ученики начинают неплохо переносить все

бóльшие дозы, а все бóльшие дозы, в свою очередь, сигнализируют им либо о том, что

учитель в полном отчаянии, либо о том, что они трудные дети и неудачники. Валюта

управления продолжает обесцениваться, процесс становится все менее рациональным

и все более негативным.

По-настоящему сильный менеджмент — не только позитивный, но и необходимый

компонент эффективной школьной культуры, однако эффективное управление работа-

ет только в комбинации с другими четырьмя элементами — в противном случае оно

быстро перестанет быть эффективным. Учите детей поступать правильно, а не просто

устанавливайте дисциплинарные меры на случай, если они поступают неправильно.

Чтобы добиться успеха на этой ниве, учитель должен уметь воздействовать на уча-

щихся, убеждая их делать то, что надо, независимо от дисциплинарных мер, а также

вдохновлять их и вовлекать в позитивную работу. Кроме того, каждый учитель строит

с учащимися взаимоотношения иного рода — не подразумевающие ни вознагражде-

ний, ни дисциплинарных мер и показывающие детям, что они небезразличны ему на-

столько, что он постарался увидеть в них личности. И он признаёт, что они отличные

менеджеры своего класса, отчасти благодаря навыкам, приобретенным в результате

обучения.__

Контроль

Контроль — это способность заставить кого-то делать то, что вы просите, независимо

от дисциплинарных мер и наказаний. Для многих людей это вообще бранное слово;

некоторые же убеждены, что контролировать кого-то в корне неправильно, недемо-

кратично, что это насилие и принуждение. И, по мнению многих, намерение контро-

лировать других особенно предосудительно для педагога, потому что учить — значит

помогать людям думать самостоятельно. Однако, если добавить совсем чуть-чуть кон-

текста, становится очевидно, что мы все в той или иной мере контролируем действия

других людей — и это правильно, особенно если ты учитель. Позитивный, просве-

щенный контроль невероятно полезен во многих отношениях: таким образом педагог

добивается того, что класс задается вопросами почему и как в процессе прочтения ро-

мана или новеллы. Он заставляет учеников не верить в утверждения, не подтвержден-

ные доказательствами. Он способен убедить детей работать, ценить учебу и уважать

сверстников.

По сути, я могу предложить вам собственное определение контроля: способность

побуждать кого-то выбирать делать то, что вы говорите, без применения дисциплинар-

ных мер. Заметьте, что данная трактовка не подразумевает отсутствия субъективности

в тех, кого вы убеждаете делать то, что вам надо. Они ведь могут выбирать. Контролиро-

вать — это всего лишь уметь просить человека о чем-то способом, резко повышающим

вероятность того, что он согласится это сде-

лать. Если вы читали что-либо из пока еще

совсем новой области бихевиористской эко-

номики, например увлекательнейшую кни-

гу Кэсса Санстейна и Ричарда Талера Nudge:

Improving Decisions About Health, Wealth,

and Happiness («Толчок к правильному вы-

бору: здоровье, финансы и благополучие»),

вам известно, что ни один выбор не бывает

абсолютно нейтральным. Если вы смотрите

человеку в глаза и говорите твердо и четко,

то осуществляете над ним контроль. Если

смиренно отводите взгляд и говорите__ умоляющим тоном, ни о каком контроле не может идти речи. Все остальные способы

просить или требовать чего-либо непременно входят в континуум между этими двумя

экстремальными точками. Тут важно отметить, что значение, в котором я использую по-

нятие контроля в этой главе, ограничено узким кругом социальных и поведенческих

взаимодействий в школьном классе, например когда дети, повинуясь указанию учителя,

садятся на свои места.

Наибольший парадокс контроля заключается в том, что это нечто большее, чем

необходимое зло. Нередко он выступает поборником и защитником свободы. Мне это

известно как родителю. Я могу позволить своим детям бежать впереди меня по тро-

туару, самостоятельно исследуя мир, только если прежде научил их переходить улицу

(то есть если они знают, что у обочины надо остановиться и посмотреть по сторонам).

Больше того, я должен быть уверен, что, если они приблизятся к краю дороги, на кото-

рой неожиданно появится автомобиль, и я прикажу им остановиться, они сделают это

мгновенно и обязательно. То есть в дополнение к другим инструментам я должен кон-

тролировать 3 старается достичь класс. Способность вдохновлять детей на то, чтобы они верили

в себя, хотели добиться успеха и усердно трудились ради этого, руководствуясь лич-

ными, внутренними мотивами, — это и есть влияние. Это очередной шаг за рамка-

ми контроля. Контроль заставляет учащихся делать то, что вы им говорите. Влияние

убеждает их захотеть сделать это частицей самих себя, понять, постичь и принять.

Убеждая ребенка поверить в себя — то есть хотеть вести себя позитивно, — вы дей-

ствуете менее явно и заметно, чем когда требуете от него хорошо себя вести. И это

мощнейшая движущая сила прогресса и успеха, ибо вера в себя возможна лишь в том

случае, если ребенок сам хочет этого и если это реально. И происходит это уже без вас,

без вашего управления процессом. Как показывает история любой поистине мощной

идеи, от демократии до религии, вера — один из самых сильных и долгосрочных мо-

тиваторов. И если влияние есть процесс укрепления веры, то максимальное усиление

влияния должно быть четкой и первостепенной целью каждого учителя, желающего

сформировать в классе нужную культуру.

Автор
Дата добавления 19.12.2018
Подраздел
Просмотров34
Номер материала 895
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.