Современная
методика преподавания английского языка
Формирование
в классе культуры, способствующей уверенному движению детей
к совершенству, требует от учителя освоения навыков в пяти
аспектах взаимоотношений с учениками. Эти пять аспектов, или принципов, часто путают друг с другом
и валят в одну кучу. Одни педагоги не видят между ними никакой
разницы, а другие используют их названия наобум и взаимозаменяемо. А между тем каждый учитель должен быть уверен, что
максимально полно воплотил в своем классе все эти пять принципов.
Следовательно, стоит
уделить некоторое время тому, чтобы провести между ними четкую
грань.
Пять принципов школьной
культуры:
- Дисциплина
- Управление
- Контроль
- Влияние
- Вовлеченность
Дисциплина
Большинство людей, произнося слово дисциплинировать, имеют в виду процедуру
управления системой дисциплинарных
мер и наказаний. Я же предпочитаю использо-
вать это слово так же, как Рональд Морриш в своей замечательной книге
With All Due
Respect («Со всем уважением») ―
в качестве термина, описывающего процесс обуче-
ния правильному способу делать
что-то либо, а также состоянию, в котором человек
может сделать что-то правильно. Этот смысл заложен и в глаголе
самодисциплиниро-
вать, то есть уметь заставить себя делать дело правильно
и до конца, — и в существи-
тельном дисциплина в значении «комплекс
идей или метод мышления» (как, напри-
мер, академическая дисциплина). Данный
факт акцентирует наше внимание
на том,
что в основе определения дисциплины
ле-
жит обучение — обучение учеников
пра-
вильному и успешному способу делать
то
или иное дело.
Они забывают об этом элементе
учебного процесса, невзирая на то что он самым
тесным образом связан с их собственным
определением сути их профессиональной
деятельности. Они
стараются обучить детей тому или иному материалу, но далеко
не всегда — привычкам и процессам, помогающим стать успешными учениками и, со-
ответственно, членами
общества. Они создают системы вознаграждений и наказаний,
помогающие выработать у учащихся
ответственное отношение к учебе. Они призы-
вают детей прилагать для этого
максимальные усилия исходя из того, что изначально
отлично известно, как этого достичь. К сожалению, учителя часто совсем не тратят
времени на то, чтобы
целенаправленно, шаг за шагом, учить детей
тому, какое поведе-
ние в классе позволяет гарантировать
успех в учебе. Вместо этого они предполагают,
что ученики давно усвоили все
это на предыдущих уроках, либо вообще сомневаются,
что ребенку стоит специально рассказывать, как себя вести, как сидеть в классе, как
делать записи, выполнять
указания учителя и многое другое. Однако, как
говорит мой
коллега Дуг Маккарри, «если
дети не выполняют ваших распоряжений, скорее всего,
это объясняется тем, что вы их этому не научили».
Учить дисциплинируя — значит предварительно
инвестировать силы и время
в обу чение своих подопечных тому, как быть эффективным учеником, а для этого,
понятно, требуется
планирование. Как ваши ученики должны сидеть,
выстраиваться
в шеренгу, входить
в класс, делать записи? Вам придется вкладывать
немало сил и вре-
мени в масштабные практические
занятия, а в рамках планирования четко и безогово-
рочно определять, какие действия и поведение будут считаться достаточно хорошими
для соответствия стандартам. Однако результаты всех этих усилий и предварительных
инвестиций в данном направлении
бывают поистине потрясающими, потому что, как
оказывается, очень
многие дети пребывают в «пограничной зоне» школьной
культуры:
они хотят и готовы делать то, чего от них ожидают, но их надо этому научить.
Управление
А вот управление действительно
представляет собой процесс усиления и укрепления
нужной поведенческой модели посредством
применения системы дисциплинарных
мер и вознаграждений. Иными словами, довольно часто мы, произнося слово дис-
циплинировать, на самом деле имеем в виду управление, то
есть принятие тех или
иных дисциплинарных мер. Некоторые учителя считают, что этим все и
ограничива-
ется, причем
может показаться, что у них есть для этого весьма веские основания. Без четких и
слаженных управленческих систем эффективно работающий класс действи-
тельно невозможен. Однако управление — элемент школьной культуры с наиболее за-
метными краткосрочными результатами, в силу чего многие не видят его особенно
существенной зависимости от других
четырех элементов и серьезных ограничений
в случае их отсутствия. Благодаря правильному управлению процесс обучения в ори-
ентированных на успех классах
действительно становится более целенаправленным
и эффективным, и
это, конечно же, очень и очень важно. Однако без остальных че-
тырех составляющих позитивной
школьной культуры хорошее управление попросту
невозможно. Без
них управление, даже с применением наилучших систем, в конечном
счете страдает от постоянно снижающегося
«добавочного
дохода»:
чем больше вы ис-
пользуете управление, тем менее оно эффективно.
Если школа или отдельные педагоги
чрезмерно полагаются на управление, возни-
кает фатальная спираль: ученики теряют чувствительность к дисциплинарным мерам
и, стремясь
получить вознаграждение, становятся беспринципными и неразборчивы-
ми в средствах.
Со временем для достижения аналогичного или даже меньшего эффек-
та требуется все больше и того
и другого. Ученики начинают неплохо переносить все
бóльшие дозы, а все бóльшие дозы, в свою очередь, сигнализируют им либо о том, что
учитель в полном отчаянии, либо о том, что они трудные дети и неудачники. Валюта
управления продолжает обесцениваться, процесс становится все менее рациональным
и все более негативным.
По-настоящему
сильный менеджмент — не только позитивный, но и необходимый
компонент эффективной школьной
культуры, однако эффективное управление работа-
ет только в комбинации с другими
четырьмя элементами — в противном случае оно
быстро перестанет быть эффективным. Учите детей поступать правильно, а не просто
устанавливайте дисциплинарные
меры на случай, если они поступают неправильно.
Чтобы добиться успеха на этой
ниве, учитель должен уметь воздействовать на уча-
щихся, убеждая
их делать то, что надо, независимо от
дисциплинарных мер, а также
вдохновлять их и вовлекать в позитивную
работу. Кроме того, каждый учитель строит
с учащимися взаимоотношения иного
рода — не подразумевающие ни вознагражде-
ний, ни дисциплинарных
мер и показывающие детям, что они небезразличны ему на-
столько, что
он постарался увидеть в них личности. И он признаёт, что они отличные
менеджеры своего класса, отчасти благодаря навыкам, приобретенным в
результате
обучения.__
Контроль
Контроль — это способность заставить
кого-то делать то, что вы просите, независимо
от дисциплинарных мер и наказаний. Для многих людей это вообще бранное слово;
некоторые же убеждены, что контролировать кого-то в корне неправильно, недемо-
кратично, что
это насилие и принуждение. И, по мнению
многих, намерение контро-
лировать других особенно предосудительно
для педагога, потому что учить — значит
помогать людям думать самостоятельно. Однако, если добавить совсем чуть-чуть кон-
текста, становится
очевидно, что мы все в той или иной мере контролируем действия
других людей — и это правильно, особенно если ты учитель. Позитивный, просве-
щенный контроль невероятно полезен
во многих отношениях: таким образом педагог
добивается того,
что класс задается вопросами почему и
как в процессе прочтения ро-
мана или новеллы. Он заставляет учеников не верить в утверждения, не
подтвержден-
ные доказательствами. Он способен убедить детей работать, ценить
учебу и уважать
сверстников.
По сути, я
могу предложить вам собственное определение контроля: способность
побуждать кого-то
выбирать делать то, что вы говорите, без
применения дисциплинар-
ных мер. Заметьте, что данная трактовка не подразумевает отсутствия субъективности
в тех, кого
вы убеждаете делать то, что вам надо. Они
ведь могут выбирать. Контролиро-
вать — это всего лишь уметь просить
человека о чем-то способом, резко повышающим
вероятность того, что он согласится это сде-
лать. Если
вы читали что-либо из пока еще
совсем новой области бихевиористской
эко-
номики, например
увлекательнейшую кни-
гу Кэсса Санстейна и Ричарда Талера Nudge:
Improving Decisions About
Health, Wealth,
and Happiness («Толчок к правильному вы-
бору: здоровье, финансы и благополучие»),
вам известно, что
ни один выбор не бывает
абсолютно нейтральным. Если вы смотрите
человеку в глаза и говорите твердо
и четко,
то осуществляете над ним контроль. Если
смиренно отводите взгляд и говорите__ умоляющим тоном, ни о каком контроле не
может идти речи. Все остальные способы
просить или требовать чего-либо непременно входят в континуум между этими двумя
экстремальными точками. Тут важно отметить, что значение, в котором я использую по-
нятие контроля в этой главе, ограничено узким кругом социальных и поведенческих
взаимодействий в школьном классе, например когда дети, повинуясь указанию учителя,
садятся на свои места.
Наибольший парадокс контроля заключается
в том, что это нечто большее, чем
необходимое зло.
Нередко он выступает поборником и защитником свободы. Мне
это
известно как родителю. Я могу позволить своим детям бежать впереди меня по тро-
туару, самостоятельно
исследуя мир, только если прежде научил их переходить улицу
(то есть если они знают, что
у обочины надо остановиться и посмотреть по сторонам).
Больше того, я
должен быть уверен, что, если они приблизятся
к краю дороги, на кото-
рой неожиданно появится автомобиль, и я прикажу им остановиться, они сделают это
мгновенно и обязательно. То есть в дополнение к другим инструментам я должен кон-
тролировать 3 старается достичь класс. Способность вдохновлять
детей на то, чтобы они верили
в себя, хотели
добиться успеха и усердно трудились ради этого, руководствуясь
лич-
ными, внутренними
мотивами, — это и есть влияние. Это очередной
шаг за рамка-
ми контроля. Контроль
заставляет учащихся делать то, что вы им говорите. Влияние
убеждает их захотеть сделать это
частицей самих себя, понять, постичь и
принять.
Убеждая ребенка поверить в себя
— то есть хотеть вести себя позитивно, — вы дей-
ствуете менее явно и заметно, чем когда требуете от него хорошо себя вести. И
это
мощнейшая движущая сила прогресса
и успеха, ибо вера в себя возможна лишь в том
случае, если
ребенок сам хочет этого и если это реально. И происходит это
уже без вас,
без вашего управления процессом. Как показывает история любой поистине мощной
идеи, от
демократии до религии, вера — один из самых сильных и долгосрочных
мо-
тиваторов. И
если влияние есть процесс укрепления веры, то максимальное
усиление
влияния должно быть четкой и первостепенной
целью каждого учителя, желающего
сформировать в классе нужную культуру.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.