Инфоурок Английский язык Другие методич. материалыРазвитие плюрилингвального сознания способом создания Европейского языкового портфолио

Развитие плюрилингвального сознания способом создания Европейского языкового портфолио

Скачать материал


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа №2"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  плюрилингвального  сознания

способом  создания

Европейского  языкового  портфолио

 

 

 

Выступление подготовила :

Костенко Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Лобня

 

2018

Развитие  плюрилингвального  сознания  способом  создания  Европейского  языкового  портфолио

 

В начале третьего тысячелетия образование  переживает сложный период трансформации и реформирования. Однако осуществление модернизации образования невозможно представить без реформирования языкового образования. Результатом этого реформирования является  свободное владение  учениками школ одним  или несколькими иностранными языками, ведь европейско-образованный человек - это   специалист, свободно владеющий одним или несколькими иностранными  языками . Поэтому, полилингвистическое образование играет важную роль в интеграционных процессах  образования в Европейский общеобразовательного пространства. Понятие "полилингвизм (плюрилингвизм)" приведены в документе "Общеевропейские Рекомендации по языкового образования» (Common European Framework of Reference for Languages), а именно "плюрилингвизм - это способность использовать языка для целей общения и участия в межкультурном взаимодействии, где лицо, с точки зрения представителя определенного социума, имеет разноуровневые умение из нескольких языков и опыт нескольких культур. Это представляет собой не сопоставление отдельных компетенций, а скорее существование сложной, комплексной компетенции как системы составляющих (компетенци й), который может приобретать пользователь »

Согласно концепции  плюрилингвального подхода  более важным является индивидуальный речевой опыт, в котором язык не воспринимаются как отдельный и умственный блок, а формирует общую коммуникативную компетенцию, в которой родной язык и иностранный  тесно переплетены.

 

Но, на мой взгляд, плюрилингвистическое направление следует рассматривать не как тенденцию к упрощению в изучении и использовании иностранного языка, а как путь к расширению общей языковой или плюрилингвальной  компетенции, составляющими которой являются все языковые знания и весь языковой опыт ученика. И чем более глубокими будут такие знания и более разветвленным  языковой опыт, тем более высоким будет уровень сформированности широкой коммуникативной компетенции.

Таким образом, ЕЯП должно  поднять на более высокий уровень развитие плюрилингвального  сознания учащихся.

Цель же  педагога при реализации данной концепции не только и не столько передать знания репродуктивным путем, но и научить этими знаниями пользоваться и вдохновить детей работать самостоятельно с различными источниками с целью создания целостного продукта. Таким целостным конечным продуктом может стать портфолио, содержащее рабочие, вспомогательные и итоговые материалы, связанные как с работой по отдельному предмету, так и с учебной деятельностью в целом. Портфолио учащегося показывает все этапы его работы

Опираясь на доводы  учителей иностранного языка  при создании языкового портфолио выделила для себя стратегию «ШЕСТИ ШАГОВ»

Шаг 1. Формирование навыков рефлексии. Побуждать учащихся к размышлению:

Ø Каким учеником являюсь я ? (Положительные и отрицательные черты.)

Ø Каков мой  уровень владения языком ? (Я изучил, я могу, я не справился , я не понимаю ...)

Ø Каковы мои уроки? (Все нравятся, интересные, не нравятся, скучные...)

Ø Что я могу сказать  на иностранном языке в среде носителей языка? (Думать позитивно, начиная с утверждения «Я могу ...»).

Шаг 2. Знакомство с ЕЯП.

*    ознакомить учащихся с задачами и функциями ЕЯП, используя:

*    презентацию компонентов;

*    подчеркивание ценностей  европейских уровневых шкал;

*    показ образца ЕЯП и способы возможного достижения прогресса;

Побуждать учащихся к:

·       размышлениям  о том, в каких ситуациях можно продемонстрировать ЕЯП;

·       сопоставлению своих умений с дескрипторами Общеевропейской стандартизированной шкалы самооценки;

·       обмену идеями о том, как улучшить свои знания по иностранному языку.

Шаг 3. Формирование навыков постановки целей с помощью дескрипторов. Обучать учеников:

*    сопоставлять уровни и дескрипторы с учебными материалами;

*    формулировать цели с помощью дескрипторов «Я могу»;

*    применять дескрипторы к учебнику;

*    использовать дескрипторы для определения учебных целей всей группы;

*    использовать дескрипторы для итоге достижений и определение индивидуальных учебных целей.

Шаг 4. Формирование навыков и развитие умений планирования учениками собственной учебной деятельности. Поощрять учащихся к:

размышлений над различными видами учебной деятельности по иностранному языку.

*    аргументировать  выбор эффективных видов учебной деятельности;

*    создавать собственные учебные материалы в парах, группах, индивидуально;

*    соотносить виды деятельности учащихся,  с описанными в дескрипторах;

*    регулярно пополнять банк видов учебной деятельности.

Шаг 5. Постепенное внедрение самооценки. Обучать учеников оценивать:

*    свою работу в парах с последующим комментарием учителя;

*    работу друг друга устно в парах;

*    свою работу индивидуально в разговоре с учителем о своих достижениях;

*    свою работу в виде письменных рефлексивных заметок о том, чем и как хорошо они овладели с последующим письменным комментарием учителя;

*    письменную работу друг друга в парах с исправлениями перед последующим оцениванием работ

*    в группе: составлять список критериев оценки качества выполнения той или иной задачи;

*    наблюдать и размышлять о  собственных умениях, навыках  и  достижениями , описанными  в дескрипторе;

*    регулярно прибегать к самооценке.

Шаг 6. Стимуляция роста интереса при работе ЯП. Поощрять учеников к:

 

*    классным и групповым дискуссиям   лучше с использованием ЕЯП;

*      интервью с учениками, которые успешно используют ЕЯП;

*     изготовлению постеров с лучшими идеями и предложениями;

*      международным контактам  и межкультурным проектам  и отражению этого опыта в ЕЯП;

*    созданию выставок из материалов ученических ЕЯП;

*    подготовке проектов по представлению результатов своего обучения;

*    преобразованию ЕЯП в  объект собственной проектной работы и ее презентации перед общественностью (учениками других классов, учителями, родителями и т.д.

Работа над языковым портфолио длится  не  первый год. При работе с ЕЯП использую такие методы и подходы, которые позволяют ученикам творчески подходить к выполнению любой задачи:

*    индивидуально-личностный (предпочтение отдаю развивающим заданиям , оптимальным по содержанию, реальным по нагрузке );

*    дидактический (использую индивидуальные программы акцентируют внимание на определенных сильных сторонах личности (усиливающая модель), или на слабых (корректирующая модель), усиливая сильные стороны, чтобы компенсировать слабые (компенсирующая модель). Среди методов обучения, применяется:

*    самостоятельная работа  ;

*    поисковый и исследовательский подходы к усвоению знаний, умений и навыков;

*    коммуникативная методика (общение устное или письменное обязательна);

*    метод проектов(один из самых популярных методов);

*    тренинговый подход (если Вы когда-то были на тренингах, тогда Вы знаете, что это такое. На занятиях Вы учите немного теории, а затем применяете ее на практике так, например, на уроке из цикла «СМИ» мы сначала обращались презентации о СМИ разных стран, а затем в виде конференции находили преимущества и недостатки, на уроках по теме «Путешествие», кроме просмотра презентаций, пробовали блюда разных.

 Определяю направления стратегии обогащения:

развитие творческого мышления,

рост знаний в конкретной отрасли.

Контроль за их выполнением является постоянным и обязательным.

 

Работа с языковым портфолио интересная, но и она имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

*    привлечение к работе с языковым портфолио родителей учеников

*    привлечение внимания родителей к обучению ребенка, развитие их заинтересованности.

*    повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся;

*    поддержка мотивации изучения английского языка;

*    усиления ситуации успеха в учебной деятельности;

*    рост самооценки личности;

*    положительное влияние на формирование ценностных установок;

*    реализация идеи  непрерывного образования при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;

*    совершенствование знаний детей и самостоятельного изучения ими английского языка.

Недостатки:

*    создание языкового портфеля требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей. Поэтому, безразличное отношение к созданию ЕЯП любой стороны практически сводит на нет работу других;

*    нехватка времени;

*    большое количество учеников в группах;

*    отсутствие навыков оценки и самооценки при переходе учащихся из начальной школы в среднюю.

На мой взгляд, языковой портфель является перспективными направлением работы освоении видов речевой деятельности в начальной школе, в различных типах школ, по альтернативным учебникам, а также в основной и старшей профильной школе,инструментом самооценки и учетом достижений школьника по иностранному языку.

Используемые ресурсы:

1.      Иванова Н.В. Языковой портфель как инструмент формирования социо-кросс-культурной компетенции учащегося.

2.      Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике”. Вопросы образования, 2006, стр.201-238

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. Российская Академия Образования Москва, 2009г.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование (проект рабочей группы Института проблем образовательной политики “Эврика”)

5.      Чичерина Н.В. Самостоятельная работа: личностные стратегии изучения иностранного языка.

6.      David Smith Assess Students with Portfolio. Types of portfolios Education Research Consumer Guide

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие плюрилингвального сознания способом создания Европейского языкового портфолио"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.03.2020 101
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плахова Лариса Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плахова Лариса Викторовна
    Плахова Лариса Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84738
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 391 человек из 74 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Современные методы развития навыков эффективного и уверенного общения на английском языке у старших школьников

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 39 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в дошкольном образовании

Учитель

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 54 регионов

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 18 регионов

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе