Использование речевого
этикета на уроках иностранного языка
Одним из аспектов стратегии речевого поведения
является знание и владение речевым этикетом. По мнению А.А.Акишиной речевой
этикет представляет собой правила речевого поведения, которыми руководствуются
коммуниканты в процессе общения в зависимости от установленных между ними
взаимоотношений. Подобные правила существуют в различных национальных и
социальных группах, и зависят от возраста, социального статуса участников
общения, возникающих коммуникативных ситуаций [1].
Существуют установленные правила
речевого общения, которые необходимо рассмотреть более подробно.
К одному из главных условий успешного
ведения беседы относят уважение к партнеру по коммуникации. В данном случае
акцентируется внимание на том, что адресанту необходимо руководствоваться
принятыми правилами поведения в обществе, следовать установленному этикету,
стараться избегать различных помех при общении. Также рекомендуется проявлять толерантное
отношение к высказываниям собеседника, поддерживать общение, не допускать
недопонимания.
Согласно правилам речевого этикета в
процессе общения рекомендуется избегать излишней жестикуляции и повышения тона.
Чрезмерная жестикуляция и повышения тона могут затруднить процесс коммуникации,
привести к неправильному толкованию высказанной идеи, раздражению со стороны
адресата и досрочному завершению общения. В данном случае партнерам по общению
необходимо следить за уровнем громкости и используемыми невербальными
средствами коммуникации для успешного взаимодействия.
В процессе общения предусмотрена
демонстрация четкой, членораздельной речи в соответствии с принятыми
фонетическими, интонационными, грамматическими, синтаксическими правилами
оформления речевого высказывания. Для успешной реализации коммуникативного намерения
адресант должен быть понят собеседником, поэтому ему необходимо предельно четко
следовать существующим правилам оформления иноязычной речи.
Таким образом, для формирования
правильного речевого поведения коммуникантов при обучении чтению необходимо
использовать ряд коммуникативных и речевых упражнений, направленных на создание
ситуаций, при которых обучающийся получит возможность реализовать различные
компоненты речевого поведения: уточнить информацию, аргументировать свою точку зрения,
подтвердить информацию. Также в ходе данных упражнений учащиеся смогут
определить наиболее подходящий языковой материал, интонацию, клише, от выбора
которых будет зависеть успешная реализация коммуникативного намерения.
В научно-методической литературе
описывается стратегия ведения ненавязчивого общения. В данном случае
акцентируется внимание на том, что в процессе общения не рекомендуется одному
из участников слишком долго оставаться инициатором сообщения. Мы заостряем
внимание на том, что в процессе коммуникации необходимо предоставлять
возможность собеседнику высказывать свое мнение по тому или иному событию,
факту, задавать уточняющие вопросы, менять направление дискуссии. При этом
следует помнить, что все участники коммуникации имеют равные права ведения беседы.
Вышеназванное условие предусматривает
рассмотрение такого требования, как внимательность. Данное понятие
подразумевает необходимость внимательно выслушать участника коммуникации, не
прерывая его высказывание, умение проследить основную мысль и понять подтекст.
Говоря о чтении, это условие
предполагает умение прочитать и разобраться в полученном тексте. Также не
следует забывать о смене ролей читающего, говорящего и слушающего. В процессе
коммуникации внимательность играет важную роль, так как собеседники часто
меняются ролями и для успешного поддержания общения им необходимо следовать
логике изложения материала, для того, чтобы в наиболее подходящий момент определить
свою стратегию речевого поведения и реализовать её в процессе коммуникации.
Речевой этикет в качестве одного из
условий успешного взаимодействия предусматривает использование логичности и
эмоциональности в наиболее приемлемых пределах. Речь в процессе коммуникации не
должна быть чрезмерно эмоциональной, но и не слишком сдержанной. В
эмоциональном плане должен наблюдаться баланс, сочетание рационального и
эмоционального компонентов. Логически выстроенные рассуждения должны
перекликаться с допустимым уровнем эмоциональности. В этом случае речь
приобретет большую выразительность, искренность в глазах партнера по
коммуникации и позволит достичь искомого результата [2].
Список использованной
литературы
1. Акишина А.А. Русский речевой
этикет. Пособие для студентов иностранцев/ А.А.Акишина, Н.И. Формановская. −
4-е изд., стер. − Москва: Рус. яз.1986. – 179с.
2. Супрун А. Е. Лекции по теории
речевой деятельности /А.Е. Супрун. −Минск : Белорус. фондСороса. 1996. − 287 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.