Игнатова
А. С.
Интеграция
урочной и внеурочной деятельности при обучении английскому языку.
Интеграция урочной
и внеурочной деятельности – одна из главных составляющих работы современного
педагога.
Интегративный
подход в образовании рассматривается как взаимодействие субъектов
образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление
поисковой деятельности учащихся, активное и самостоятельное приобретение ими
знаний и овладение способами применения в различных ситуациях. Реализация
интегративного подхода в учебном процессе предполагает создание условий для
самораскрытия и самореализации потенциальных возможностей обучающихся, развитие
способности к сотрудничеству, общению, эффективному построению межличностных
отношений, что востребовано в современном обществе.
Стандарты нового
поколения основаны на формировании общих и предметных компетенций у
обучающихся. Процесс формирования компетенций у обучающихся представляет собой
образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого, невозможно
решить средствами только одного какого – либо предмета. Необходимо выстроить
целостную педагогическую систему, способную объединить усилия педагогов по
реализации компетентностного подхода. Поэтому организацию внеурочной
деятельности в Лицее мы видим в интеграции основного общего и дополнительного
образования. Тем более что в Концепции модернизации Российского образования
детей подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры,
школы и учреждений дополнительного образования и дополнительного образования
внутри образовательного учреждения. Кроме того, переход на профильное обучение
также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием.
В стандартах ФГОС
ОО четко прописано, что основная образовательная программа определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного
процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется
образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с
соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Все это определяет
необходимость постановки новых стратегических задач в организации
воспитательной работы в условиях общего образования.
Анализ проблем и
возможностей в совокупности с ценностными ориентирами педагогического
коллектива позволили определить следующие цели и задачи интеграции урочной и
внеурочной деятельности:
Цель: создание
единой образовательной среды (оптимальных организационно-педагогических
условий), способствующей обеспечению доступности качественного образования,
становлению и развитию социальной активности учащихся средней школы, сохранению
и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса в течение года
через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
- разработать и апробировать
модель механизма интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- разработать
нормативно-правовую базу по организации и реализации внеурочной
деятельности старших школьников;
- разработать
программно-методическое обеспечение реализации направлений внеурочной
деятельности;
- продолжить методическую
подготовку педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования;
- изучить и апробировать методы
и формы организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС второго поколения на уровне среднего общего образования;
- определить критерии
эффективности интеграции урочной и внеурочной деятельности;
Замысел: Основной
замысел интеграции заключается в конструировании учебного плана на уровне
среднего общего образования, перераспределении учебного времени, планировании
двух параллельно идущих процессов в режиме поиска точек соприкосновения и
проведения интегрированных мероприятий, т.е. встраивание двух процессов друг в
друга в ходе реализации основной образовательной программы.
В основе реализации
интеграции лежит модель, реализующаяся в двух взаимосвязанных аспектах:
1.Содержательный аспект. Осуществление
межпредметных связей, создание интегрированных программ, включение в
образовательные программы элементов дополнительного образования, углубленное
изучение предметов, реализация различных проектов, модульное построение
программ учебных предметов.
2. Организационный аспект. Организация
межпредметной кафедры - кафедра внеурочной, внеучебной деятельности,
существование и функциональная составляющая которой направлена на интеграцию.
Переход от
классно-урочной модели проведения занятий к созданию и увеличению
разновозрастных групп через работу кружков, студий, мастерских, лабораторий,
ресурсных центров и т.д. Акцентирование внимания на сетевое взаимодействие с
внешними партнерами.
Внеурочная
деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных
государственных образовательных стандартов среднего общего образования. В
основе организации внеурочной деятельности обучающихся используется модель
дополнительного образования внеурочной деятельности.
Данная модель
опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного
дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного
образования детей.
Внеурочная
деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания
условий для развития творческих интересов старшеклассников и включения их в
художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую
деятельность.
Связующим звеном
между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают
такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества,
объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с
тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС ОО направлена, в первую очередь, на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования. А дополнительное образование детей предполагает,
прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому
основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к
внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и
методы работы.
Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Содержание занятий формируется с учётом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляется
на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы
обучения, таких, как кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
дебаты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, научные
исследования, общественно полезные практики и т.д.
Ожидаемые
результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности
- личностный рост
учащихся (формирование ценностных ориентаций, рост образовательной
мотивации в подростковом возрасте, способность к построению жизненной
образовательной стратегии);
- образовательные достижения
учащихся (способность к выбору, умение организовывать учебно-познавательную
деятельность, рост презентативных навыков, умений работать в команде, развитие
исследовательской и проектной компетентности);
- рост
профессионально-педагогического потенциала коллектива (овладение
новыми педагогическими технологиями, компенсация профессионального
выгорания, создание творческих лабораторий, рост инновационного
потенциала);
- оптимизация использования
ресурсов (экономия временного ресурса за счет интеграции основного и
дополнительного образования, повышение коэффициента продуктивного
использования помещений и техники, повышение доступности дополнительного
образования для детей за счет вариативности форматов, полноценное
использованию кадровых ресурсов за счет совмещения различных профессионально-ролевых
функций, создание условий для перехода на новые принципы нормирования
педагогического труда);
- построение новых
управленческих технологий (встраивание в образовательную программу и
все циклограммы Лицея программ и проектов дополнительного образования);
- разработка новых технологий
мониторинга качества (учет в образовательном процессе достижений
учащихся);
- совершенствование
научно-методического сопровождения образовательного процесса (разработка
пакета методического обеспечения).
- создание нормативно-правовой
базы по организации и реализации внеурочной деятельности;
- создание условий для
удовлетворения образовательных запросов обучающихся, родителей;
- внедрение и
реализация инновационных методов и форм организации внеурочной
деятельности, способствующие раскрытию индивидуальных способностей
ребенка;
- достижение положительной
динамики удовлетворенности участников образовательного процесса
условиями, процессами, результатами, качеством предоставляемых услуг.
В перспективе,
методическим продуктом интегративного процесса будет:
- пакет нормативно-правовых
документов по введению ФГОС на уровне СОО;
- сборник методических
материалов по введению ФГОС на уровне СОО;
- сетевая модель взаимодействия
с организациями и учреждениями социума;
- информационно-методический
банк интегрированных программ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.