Камалова Л.К.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Актуальной проблемой в
педагогической науке остается развитие эмоционального интеллекта обучающихся, и
в частности в процессе обучения английскому языку. Эмоциональный
интеллект важен для людей любого возраста и рода занятий. Он позволяет лучше
ориентироваться в жизненных ситуациях, определять ценности, добиваться
поставленных целей. Личная эффективность имеет прямую связь с уровнем эмоционального
интеллекта. Эмоциональный интеллект относят к способности воспринимать, оценивать
и контролировать эмоции.
Однако вопрос о том, можно
ли развивать, укреплять эмоциональный интеллект, или он является врожденным –
остается открытым. Понятие «эмоциональная культура» является относительно новым
в науке. В 1990 г. один из исследователей гуманистической волны П. Салоуэй
выпустил статью «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства
представителей профессионального сообщества, стала первой публикацией на эту
тему [5]. П. Салоуэй и его соавтор Дж. Майер определяют эмоциональный интеллект
как способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в
эмоциях [4]. Эмоциональный интеллект в широком
понимании — это умение обрабатывать поступающую информацию, которая
содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации.
Он является составной частью общего понятия социальный интеллект [1,
с. 22-26].
По мнению ученых,
рассматриваемое понятие включает в себя четыре составляющие:
1)
способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои
собственные, так и другого человека);
2)
способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
3)
способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
4)
способность управлять эмоциями [6].
Если говорить о
необходимости и важности развития совокупности способностей, качеств и умений,
объединенных понятием «эмоциональный интеллект», то следует отметить, что
эмоциональные умения и привычки, заложенные в детстве и юности, станут
определяющими на всю дальнейшую жизнь [2]. Эмоциональный интеллект является
залогом личного и профессионального успеха.
Американский психолог
Дэниел Гоуман в своей книге «Эмоциональный интеллект» пишет о двух типах
эмоционального интеллекта: внутриличностных (intra-personal) и межличностных
(interpersonal) [2]. Нельзя не согласиться с мнением ученых, что именно
обучение иностранному языку оказывает значительное влияние на формирование
личности учащегося, также на его эмоциональную сферу. Иностранный язык является
предметом комплексным и охватывает все интересы человека: экономику,
литературу, искусство, и спорт. Это позволяет сделать каждый урок
личностно-значимым для учащихся. В современной школе имеются прекрасные
возможности для развития эмоционального интеллекта учащихся через использование
различных коммуникативных ситуаций во время урока, так как эмоциональный
интеллект является одним из компонентов успешной коммуникации и развивается
только в ее процессе. Соответственно, играет важнейшую роль в формировании
языковых навыков и речевых умений в процессе изучения иностранного языка.
Американский писатель,
психолог, научный журналист Д.Гоулман описывает следующие принципы
эмоционального интеллекта: самооценка, самосознание, саморегуляция, мотивация,
социальная эмпатия, социальные навыки [2]. Рассмотрим заявленные принципы на
примере обучения иностранному языку в школе, опираясь на наш опыт. Одним из
главных принципов является самооценка. В процессе обучения необходимо уделять
внимание способностям каждого ученика и его потенциальным возможностям. Следует
также оценивать усилия, которые он предпринимает для достижения поставленной
цели.
Следующий принцип – самосознание.
На уроке используется самоконтроль, когда каждый ученик может оценивать свои
достижения и результаты в соответствии с собственными познавательными целями. В
целях развития реалистического мышления, необходимо делать упор на
саморефлексию ребенка, адекватную оценку своих положительных и отрицательных
действий и эмоций. Продуктивные виды деятельности, по мнению Л. Шапиро, являются
лучшим способом развития реалистического мышления детей. Научившись вести
внутренний диалог с самим собой, ученики смогут лучше концентрировать свое
внимание на выполнении стоящей перед ними задачи и работать в коллективе более
эффективно [3, с. 147].
К одному из самых
важных принципов формирования эмоционального интеллекта можно отнести принцип
мотивации достижения. Главной задачей это принципа является создание веры у
учеников в свои способности и возможности. С этой
целью в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися такие задачи,
которые он может выполнить. Кроме того, нужно обращать внимание на
настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не конечный
результат. Рассматривая социальные навыки, важно обратить внимание на
обеспечение детей такими заданиями, которые позволяют им учиться работать в
группах или в паре. Учителю необходимо обращать внимание и поддерживать
дружественные группы, которые образовались в классе.
Так, в нашем опыте
наиболее эффективной возможностью развития эмоционального интеллекта выступают
виды и типы заданий, способствующие проявлению активности учащихся при
составлении диалогических и монологических высказываний, а также продуктивны
упражнения-дискуссии. При такой организации педагогической деятельности
учащиеся общаются и делятся своими идеями на английском языке. Но для
достижения заданной цели необходимо создание атмосферы доверия в педагогическом
процессе. В целях ее достижения, используются упражнения, в которых учащиеся
должны узнать или догадаться об интересах друг друга, привычках, предпочтениях
и характере каждого из участника педагогического процесса. Такие типы заданий
не только способствуют развитию умений диалогической и монологической речи, но
и улучшают психологическое взаимоотношение учащихся. Состав группы, как
правило, меняется, чтобы учащиеся с высоким эмоциональным интеллектом
переходили из группы в группу. В таких случаях было отмечено, что у учащихся с
более низким уровнем эмоционального интеллекта происходило его развитие.
Таким образом, эмоциональная
сфера обеспечивает успешное усвоение учебного материала и повышение
результативности обучения иностранному языку.
Литература
1. Андреева И. Н. Понятие и структура
эмоционального интеллекта // Соци-
ально-психологические проблемы
ментальности: 6-ая Международная
научно-практическая конференция 26–27
ноября 2004 года, г. Смоленск: В 2 ч. Смоленск: СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.,
2008.
3. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для
самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. №
6.
4. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с
высоким коэффициентом эмоционального развития. М., 2005
5. Payne W.L. A study of emotion: developing emotional
intelligence; self integration; relating to fear, pain and desire //
Dissertation Abstracts International. № 47.
6.Эмоциональный интеллект: понятие и
способы диагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.