Инфоурок Английский язык СтатьиФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Скачать материал

Камалова Л.К.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

 

 

 

Актуальной проблемой в педагогической науке остается развитие эмоционального интеллекта обучающихся, и в частности в процессе обучения английскому языку. Эмоциональный интеллект важен для людей любого возраста и рода занятий. Он позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять ценности, добиваться поставленных целей. Личная эффективность имеет прямую связь с уровнем эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект относят к способности воспринимать, оценивать и контролировать эмоции.

Однако вопрос о том, можно ли развивать, укреплять эмоциональный интеллект, или он является врожденным – остается открытым. Понятие «эмоциональная культура» является относительно новым в науке. В 1990 г. один из исследователей гуманистической волны П. Салоуэй выпустил статью «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства представителей профессионального сообщества, стала первой публикацией на эту тему [5]. П. Салоуэй и его соавтор Дж. Майер определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях [4]. Эмоциональный интеллект в широком понимании — это умение    обрабатывать поступающую информацию, которая содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации. Он является составной частью общего понятия социальный интеллект [1, с. 22-26].

По мнению ученых, рассматриваемое понятие включает в себя четыре составляющие:

1)             способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);

2)             способность направлять свои эмоции в помощь разуму;

3)             способность понимать, что выражает та или иная эмоция;

4)             способность управлять эмоциями [6].

Если говорить о необходимости и важности развития совокупности способностей, качеств и умений, объединенных понятием «эмоциональный интеллект», то следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные в детстве и юности, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь [2]. Эмоциональный интеллект является залогом личного и профессионального успеха.

Американский психолог Дэниел Гоуман в своей книге «Эмоциональный интеллект» пишет о двух типах эмоционального интеллекта: внутриличностных (intra-personal) и межличностных (interpersonal) [2]. Нельзя не согласиться с мнением ученых, что именно обучение иностранному языку оказывает значительное влияние на формирование личности учащегося, также на его эмоциональную сферу. Иностранный язык является предметом комплексным и охватывает все интересы человека: экономику, литературу, искусство, и спорт. Это позволяет сделать каждый урок личностно-значимым для учащихся. В современной школе имеются прекрасные возможности для развития эмоционального интеллекта учащихся через использование различных коммуникативных ситуаций во время урока, так как эмоциональный интеллект является одним из компонентов успешной коммуникации и развивается только в ее процессе. Соответственно, играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений в процессе изучения иностранного языка.

Американский писатель, психолог, научный журналист Д.Гоулман описывает следующие принципы эмоционального интеллекта: самооценка, самосознание, саморегуляция, мотивация, социальная эмпатия, социальные навыки [2]. Рассмотрим заявленные принципы на примере обучения иностранному языку в школе, опираясь на наш опыт. Одним из главных принципов является самооценка. В процессе обучения необходимо уделять внимание способностям каждого ученика и его потенциальным возможностям. Следует также оценивать усилия, которые он предпринимает для достижения поставленной цели.

Следующий принцип –  самосознание. На уроке используется самоконтроль, когда каждый ученик может оценивать свои достижения и результаты в соответствии с собственными познавательными целями. В целях развития реалистического мышления, необходимо делать упор на саморефлексию ребенка, адекватную оценку своих положительных и отрицательных действий и эмоций. Продуктивные виды деятельности, по мнению Л. Шапиро, являются  лучшим способом развития реалистического мышления детей. Научившись вести внутренний диалог с самим собой, ученики смогут лучше концентрировать свое внимание на выполнении стоящей перед ними задачи и работать в коллективе более эффективно [3, с. 147].

К одному из самых важных принципов формирования эмоционального интеллекта можно отнести принцип мотивации достижения. Главной задачей это принципа является создание веры у учеников в [1]свои способности и возможности. С этой целью в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися такие задачи, которые он может выполнить. Кроме того, нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не конечный результат. Рассматривая социальные навыки, важно обратить внимание на обеспечение детей такими заданиями, которые позволяют им учиться работать в группах или в паре. Учителю необходимо обращать внимание и поддерживать дружественные группы, которые образовались в классе.

Так, в нашем опыте наиболее эффективной возможностью развития эмоционального интеллекта выступают виды и типы заданий, способствующие проявлению активности учащихся при составлении  диалогических и монологических высказываний, а также продуктивны упражнения-дискуссии. При такой организации педагогической деятельности учащиеся общаются и делятся своими идеями на английском языке. Но для достижения заданной цели необходимо создание атмосферы доверия в педагогическом процессе. В целях ее достижения, используются упражнения, в которых учащиеся должны узнать или догадаться об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере каждого из участника педагогического процесса. Такие типы заданий не только способствуют развитию умений диалогической и монологической речи, но и улучшают психологическое взаимоотношение учащихся. Состав группы, как правило, меняется, чтобы учащиеся с высоким эмоциональным интеллектом переходили  из группы в группу. В таких случаях было отмечено, что у учащихся с более низким уровнем эмоционального интеллекта происходило его развитие.

Таким образом, эмоциональная сфера обеспечивает успешное усвоение учебного материала и повышение результативности обучения иностранному языку.

 

Литература

1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Соци-

ально-психологические проблемы ментальности: 6-ая Международная

научно-практическая конференция 26–27 ноября 2004 года, г. Смоленск: В 2 ч. Смоленск: СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2008.

3. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6.

4. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития. М., 2005

5. Payne W.L. A study of emotion: developing emotional intelligence; self integration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. № 47.

6.Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа



 



 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.09.2018 430
    • DOCX 24.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Камалова Лена Камилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Камалова Лена Камилевна
    Камалова Лена Камилевна
    • На сайте: 5 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 487
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 298 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 830 человек

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель английского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Современные методы развития навыков эффективного и уверенного общения на английском языке у старших школьников

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 676 человек

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек