ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика обучения иностранному языку, как известно, сравнительно
молодая наука. Она возникла на рубеже XIX и XX столетий, ее становление
продолжалось на протяжении прошлого века и непрерывное совершенствование не
прекращается в настоящее время. При этом, решающим фактором ее дальнейшего
развития является совершенствование методов исследования. В зависимости от
степени их разработанности и эффективности ожидаемые результаты будут либо более
весомыми, либо менее значимыми.
Известно что, методы исследования не могут иметь универсального
значения. В зависимости от задач и содержания исследования избираются
соответствующие методы, но сложность задач заставляет пользоваться всем
многообразием методов педагогического исследования, т.к. сочетание разных
методов исследования обеспечивает необходимую полноту и глубину изучения
проблемы.
До сравнительно недавнего времени педагогические науки считались
сугубо эмпирическими, а по характеру изложения результатов исследования — описательными,
как правило, не содержащими какого-либо количественного анализа. Стало
совершенно ясно, что отсутствие должного внимания именно к методам исследования
стало ощутимым тормозом на пути дальнейшего прогресса в педагогике. Ситуация
меняется, и в соответствии с этим, всякое сколько-нибудь значительное
исследование обязательно подкрепляется результатами проведенных опытов и
экспериментов.
Уточним термин педагогический эксперимент, который является
научно-поставленным опытом в области учебной или воспитательной работы, и
предполагает наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и
контролируемых исследователем условиях. Преднамеренная организация обучения и
воспитания вызывает необходимые сдвиги в развитии личности, группы обучаемых,
коллектива. Педагогический эксперимент понимается нами как метод сбора
информации о воспитательных, учебных, организационных, социально-педагогических
факторах, так или иначе воздействующих на изменение состояния тех или иных
педагогических явлений, объектов, процессов. Таким образом, педагогический
эксперимент – это социальный эксперимент, имеющий нацеленность на преобразование.
В проводимом исследовании
мы будем пользоваться термином методический эксперимент. П.Б. Гурвич дал наиболее полное
определение этого метода исследования в методике: «Методический эксперимент —
это организованная для решения методических
проблем совместная деятельность испытуемых и экспериментатора, неотъемлемыми
признаками которой являются: 1) точная ограниченность во времени; 2) наличие
предварительно сформулированных гипотез; 3) план и организационная структура,
адекватная выдвинутым гипотезам; 4) возможность изолированного учета
методического воздействия исследуемого фактора; 5) измерение исходного и
заключительного состояния релевантных для проблемы исследования знаний, умений
и навыков испытуемых по критериям, соответствующим специфике рассматриваемой
проблемы и цели эксперимента» [1, с. 39-40].
В настоящее время
методика обучения иностранным языкам располагает целой системой методов
исследования, от теоретических, до эмпирических. Последние можно разделить на
основные и дополнительные методы. К основным методам исследования относятся
эксперимент и опытное обучение. Промежуточное место занимает целенаправленное
наблюдение, которое сопровождает эксперимент или опытное обучение, но может
выступать в качестве самостоятельного метода исследования при определенных
условиях. К дополнительным методам исследования относятся педагогические срезы,
хронометраж, интервьюирование, анкетирование.
Очень часто в
практике методических исследований используется опытное (экспериментальное)
обучение – экспериментированию подлежат методические разработки целых тем,
отдельные параграфы учебников и другие учебные материалы, что особенно важно в
условиях широкого выбора учебных средств, позволяющих учителю определить те из
них, которые отвечают конкретным условиям обучения. В этом случае проверяется
ряд факторов, влияющих на эффективность всей системы обучения: порядок
расположения материала, приемы обучения, упражнения [2, с. 113-116]..
Опытное или
экспериментальное обучение имеет еще одну функцию — выявление доступности
предлагаемых методических решений в массовой практике преподавания иностранных
языков. После получения результатов в ходе экспериментов проводится опытное
обучение на основе новой технологии. В этом случае контрольных классов не
выделяется, задача состоит в апробации предлагаемых решений в массовой практике
у разных преподавателей. Дополнительными методами исследования в данном случае
будут целенаправленное наблюдение, проводимое в одном-двух классах, кроме того,
проводится анкетирование и интервьюирование преподавателей, проводивших опытное
обучение.
В
ходе опытного обучения выделяют две-три экспериментальные группы для проведения
целенаправленного наблюдения во время занятий. Целью подобного наблюдения
является получение дополнительных данных о времени, использованном на занятиях,
а также об ошибках, затруднениях испытуемых. После проведения заключительного
педагогического среза проводится, как и при эксперименте, определение
результатов. Они основываются на сравнении результатов срезов в
экспериментальных и контрольных классах по вертикали, (разница между пред- и
послеэкспериментальными срезами) и горизонтально (разница между данными
заключительного среза в экспериментальных и контрольных группах). Существенную
роль играют для подведения итогов и данные наблюдений [3, с. 64-67].
Таблица
Опытное (экспериментальное) обучение как метод исследования
Время
|
Вид эксперимента (контроля)
|
Действия
учащихся
|
Результаты
|
20 минут
|
Тестирование
|
Соотнесение ответов
|
|
20 минут
|
Анкетирование
|
Соотнесение ответов
|
|
45 минут
|
Самостоятельная работа
|
Работают самостоятельно, по
вариантам
|
|
45 минут
|
Контрольная работа
|
Работают самостоятельно, по
вариантам
|
|
Поскольку в
опытном обучении участвуют ряд групп, то данные об уровне развития умений и навыков,
количество ошибок и т.п. целесообразно оформлять с помощью математических
методов. В описании результатов обязательно следует использовать качественные
данные. Таковы основные направления использования опытного обучения как метода
исследования.
Методика обучения
иностранным языкам имеет разные уровни научного познания — теоретический и
эмпирический. Безусловно, такое деление достаточно условно. Установить четкие
границы между теоретическим и эмпирическим аспектами в рассматриваемой научной
области, которая по своей сущности является теоретико-прикладной, то есть
интегрирующей в себе данные научной рефлексии и анализа практики обучения
языкам, представляется весьма трудным занятием. Методы исследования в области
обучения иностранным языкам используются для получения научных данных о
закономерностях обучения иностранным языкам, об эффективности используемых
учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса [5, с. 175-177].
Экспериментальное наблюдение обучения
чтению иностранного языка проводилось в МАОУ СОШ №11 г.Стерлитамак на основе
УМК Н.И.Быковой, Дж.Дули «Spotlight».
Продолжительность наблюдения составила 2 недели. В нем приняли участие 3а и 3б
классы, которые обучались по программе для средних общеобразовательных школ.
Наблюдение проводилось в
несколько этапов:
1) подготовительный этап;
2) предэкспериментальный
срез;
3) опытное обучение;
4) постэкспериментальнай
срез; анализ результатов.
I. Подготовительный этап
Для осуществления экспериментального
наблюдения предстояло сделать следующее:
1. Изучить методическую
литературу, связанную с постановкой методического эксперимента в начальной
школе и разработать план эксперимента.
2. Обобщить опыт обучения
лексике иностранного языка в предыдущих классах.
Изучив теорию, мы разработали
план эксперимента, а также проделали предварительную работу: определили сроки и
место проведения опытного обучения, разработали методику обучения лексическому
аспекту иностранного языка в 3 классе.
Предэкспериментальный срез
необходим для определения уровня владения лексикой иностранного языка
школьников начальных классов, участвующих в эксперименте, а также для
особенностей ассоциативного речевого мышления у мальчиков и девочек. Задания
предэкспериментального среза разрабатывались с учетом возрастных особенностей
обучаемых, а также вышеназванных задач. Задания, диагностирующих уровень
владения лексикой АЯ, состоял из заданий на контроль понимания текста на слух,
контроль монологической речи.
Приведем примеры этих
заданий:
I. Раздел заданий,
диагностирующих уровень владения лексикой английского языка:
1) Контроль понимания текста
на слух, в которую входят: задания и скороговорки для фонетической разминки;
рифмовки для проведения динамических пауз, игровые упражнения как по УМК так и
по его аудиозаписям.
Подведем итоги проделанного
исследования. Цель, поставленная в работе, которая заключалась в оптимизации
процесса овладения иноязычным лексиконом учащимися 3 класса СОШ, была
достигнута благодаря решению ряда задач.
II. Сделан обзор методических
подходов к обучению лексическому аспекту иностранного языка. Понятие
"подход к обучению" является базисной категорией методики
преподавания иностранных языков,
По мере развития методики
обучения иностранным языкам появляются разнообразные новые подходы в
преподавании иноязычной лексики. Приоритет устной речи, отбор лексических
образцов, а также ситуативность и прослушивание аудиозаписей оказали
положительное влияние на развитие интенсивного обучения иноязычной лексики.
III. Изучить специфику начальной
ступени общеобразовательной школы и требования к уровню владения иностранным
языком на средней ступени.
IV. Проанализировали методику и пришли к выводам,
что методика, базирующаяся на лексическом подходе с использованием аудио в
обучении иностранному языку, объективно представляется наиболее эффективной. В
первую очередь, если речь идет об организации обучения в начальной школе. На
уровне начальной и средней школы необходимо закладывать основы владения иностранного
языка как средством общения.
V. Опытное обучение и после экспериментальный
срез знаний показал, что работа позволила количественно обогатить активный
словарный запас учащихся, т.е. увеличить количество используемых лексических
единиц в речи, на основе лексико-семантических полей.
Дальнейшие перспективы и возможности разработки
данной темы мы видим создании более полной и развернутой системы упражнений.
Библиографический
список
1.Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в
методике преподавания иностранных языков. Владимир.— 1980. —89 с.
2. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А.
А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. — М.: Высш.
школа,1982.— 373 с.
3. Загвязинский В. И. Исследовательская
деятельность педагога: учеб. пособие. М.: Академия. — 2006. —230 с.
4. Миньяр-Белоручев
Р. К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//ИЯШ.— 1984.— № 6.—
112с..
5. Отамуродова
Ф. Э. Метод наблюдения в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2016.
— №10.2. —120 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.