Дистанционное обучение как один из этапов
внедрения инклюзивного образования
Инклюзивное образование – процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования
для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и
признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в
обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и
обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей
в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате
изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети
(не только дети с особыми потребностями). Люди с особыми потребностями,
связанными с ограниченными возможностями здоровья, существовали всегда, но
сегодня, в связи с усилением тенденций к гуманизации всех сфер человеческой
жизни, произошел поворот к этой категории граждан. Общество осознало
недопустимость искусственной изоляции людей, ущемления их прав и отстранения от
общественной жизни. В рамках этой тенденции, произошли значительные изменения в
воззрениях на формы и методы предоставления образовательных услуг данной
категории обучающихся. Право на получение образования всеми, независимо
от состояния здоровья, места жительства, гражданства и прочих условий,
закреплено законодательно в Законе "Об образовании в РФ"
от 29 декабря 2012 года. С введением в нашей стране инклюзивного
образования перед педагогами встает проблема обеспечения условий равного
доступа всех обучающихся к образованию, вне зависимости от физических
возможностей каждого ученика. Обучение английскому языку детей с нарушениями
здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным
умением, как умение учиться. Современные дети предпочитают живому общению
пребывание в виртуальной реальности, они, нередко, получают эмоциональный заряд
не от сопереживания или сострадания, а от агрессивных действий, вызывающих
выброс адреналина, но не ведущих к рефлексии или нравственному развитию. В
качестве подготовительной формы, которая станет мостиком к полноценной
инклюзии, может стать дистанционное обучение с возможностью включения в
полноценный образовательный процесс по мере возникновения технических условий.
Дистанционное обучение сегодня стало широко доступным благодаря структурным
преобразованиям в сфере образовательных услуг и достижениям в области
информационно-коммуникационных технологий. С развитием ИКТ появилась
возможность, вывести «особенных» обучающихся из вынужденного заточения и
изоляции посредством дистанционного обучения. Психолого-педагогической
особенностью дистанционного осуществления учебного процесса, является
опосредованный характер межличностного общения между обучающимся и
преподавателем, обучающимся и сверстниками, находящимися в классной комнате
(когда речь идет о групповом занятии с включением в него обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья). Для дистанционного обучения через
Интернет сегодня сложились все условия, поскольку очевидно наличие не только
запроса со стороны обучающихся, но и создание материально-технических условий
для его реализации. В дистанционной форме обучения налицо условия для учета
интересов, способностей личности и возможность индивидуального подхода к обучению,
что становится особенно актуально сейчас с введением новых образовательных
стандартов. В свете требований ФГОС - 2 поколения, в центре процесса обучения
находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося по овладению
различными видами речевой деятельности, формированию универсальных и предметных
учебных действий, под руководством преподавателя, задача которого оказание
координирующей, корректирующей и консультационной помощи. В современных
условиях дистанционное образование может стать переходной формой от обучения на
дому к инклюзивному образованию. Переход на новые концептуальные основы
образования требует гибкого подхода к образовательной деятельности всех её
субъектов, предоставления обучающимся возможности приобретать знания там и
тогда, где и когда это удобно обучающемуся. И в этом случае на помощь приходит
дистанционное обучение, позволяющее выбирать не только место и время, но и
индивидуальный темп работы, поскольку, позволяет сочетать самостоятельную
познавательную деятельность обучающихся с поиском и использованием различных
источников информации, а также специально разработанных по данному курсу
учебных материалов. Большое значение при организации дистанционного обучения
имеет систематическое взаимодействие с преподавателем и группой сверстников,
изучающих данный курс. Наряду с вышеозначенными преимуществами, возникает
возможность выбора источника информации и более эффективного и оперативного
использования имеющихся знаний. Немаловажным, на наш взгляд, является
возможность использования в процессе получения знаний столь любимых молодежью
всех возрастов гаджетов, при этом, их польза становится неоспоримой и именно
дистанционное обучение работает на укрепление связи поколений в процессе
передачи и освоения знаний, их расширения, преумножения и совершенствования.
Находясь по разные стороны монитора и на большом расстоянии субъекты
образовательного процесса получают возможность активно и продуктивно
сотрудничать в важнейшем деле – присвоении знаний которые необходимы человеку
для успешной адаптации, социализации и подготовке к решению как повседневных,
так и глобальных проблем, которые ежечасно ставит перед каждым из нас быстро
меняющийся и переполненный противоречиями современный мир. Необходимым условием
организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность
родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через
согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой
программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным
технологиям. Дистанционное образование является одной из альтернатив для
получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными
возможностями. Ведь можно вести обучение дома, при этом активное общаясь с
одноклассниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что
позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации. И, что
немаловажно, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и
другими учащимися. Такое обучение имеет немало преимуществ. Использование
дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные
психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со
сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность
медицинских диагнозов и другой личной информации. Отличительной чертой
дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными
пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении
поддержки и осуществления процесса взаимодействия обучающегося с учителем в
ходе обучения. При дистанционном образовании учащимся не нужно беспокоиться о
том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться
к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы, а уже известные
могут пропустить. Большую часть учебного материала учащийся может изучать
самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Кроме
того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его
интереснее и живее. Для того чтобы приступить к обучению, необходимо иметь
компьютер с доступом в Интернет. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не
ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у
него появляется связь буквально со всем миром. Таким образом, для детей с
ограниченными возможностями здоровья дистанционное образование – это, пожалуй,
единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни
наравне со здоровыми сверстниками. В настоящее время развитие глобальных сетей
создало принципиально новые условия для получения образования. Переход к новым
аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с
тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении. Таким образом,
можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных
информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности,
позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы
и методы обучения. В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее
оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого.
Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами
можно только совместными усилиями. Каждый ребенок имеет право на образование.
Хочется верить, что инклюзивное образование – именно тот путь, который позволит
каждому ребенку получать необходимое образование. Сегодня, совместными усилиями
правительства, родителей, коммерческих и некоммерческих организаций, мы делаем
первый шаг в сторону инклюзивного образования. В качестве подготовительной
формы, которая станет мостиком к полноценной инклюзии, может стать
дистанционное обучение. Список использованных источников:
1.Социальная
сеть работников образования nsportal.ru 2.
newtonew.com˃school/tech-inclusive-education
Литература: 1. 1 Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для
инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки
и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33. 2. Алехина,
С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М.
: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с. 3. Аверкин,
А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных
трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического
университета. – Н. Новгород: Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.